Информационный портал germania-online.ru:Последние новости (5 сообщений)

Информационный портал germania-online.ru:Последние новости    Информационный портал germania-online.ru:Последние новости

http://www.germania-online.ru/
рекомендовать друзьям >>

  • У православных немцев появится новый святой
    В 2007 году герой-антифашист был прославлен в Германской епархии Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) как местночтимый святой. А на днях, 4 и 5 февраля, в Мюнхене состоится заключительный торжественный акт канонизации православного Александра Шмореля.

    Александр Шморель родился в 1917 году в Оренбурге в семье дочери православного священника и выходца из семьи немецких купцов. Несмотря на то, что в 1921 году его родители перебрались в Мюнхен, бежав от большевиков, мальчик был воспитан в почтении к русской культуре и языку. В семье Шморелей говорили только по-русски, сам Александр был прихожанином русского православного храма.

    В 1942 году студент медицины Александр Шморель вместе со своим другом Гансом Шоллем организовали антифашистскую группу "Белая роза" и начали распространять листовки антигитлеровского содержания. Ныне эта организация известна каждому немецкому школьнику. В нее также входили товарищ Шмореля по гимназии Кристоф Пробст, их студенческий друг Вилли Граф, профессор Курт Хубер и сестра Ганса Софи Шолль.

    В России судьбой немецко-русского антифашиста интересуются не меньше, особенно у него на родине в Оренбурге. Его земляк, автор книги "Русская душа "Белой розы" и переводчик протоколов допросов Александра Шмореля в Гестапо Игорь Храмов дал Germania-online эксклюзивное интервью в преддверии канонизации.

    – Как появилась идея выпустить книгу об антифашисте ШмоИгорь Храмовреле?
    – В конце 90-х я работал в администрации Оренбурга. Как-то прочитал в одной газете, что немецкий антифашист, участник "Белой Розы" Александр Шморель был родом из Оренбурга. До этого я несколько лет жил в Германии и знал, что значит "Белая Роза" для немцев. Я, конечно, сильно удивился и решил связаться с мюнхенскими родственниками Шмореля.

    От администрации отослали запрос в образовательное ведомство Баварии, и вскоре со мной связался брат Александра Эрих. Заинтересовавшись этой темой, я занялся изучением фондов в Государственном архиве Оренбургской области, поднял всю биографию семьи Шморелей. А вскоре отправился в Мюнхен. Там я познакомился с Эрихом, побывал в музее "Белой Розы", увидел выставку, посвященную организации. Идея выпустить книгу об общем героическом земляке напрашивалась сама собой.

    Книга вышла в свет в 2001 году, в 2005-м ее переиздали с дополнениями. В книгу вошли протоколы допросов Шмореля в Гестапо, которые хранятся у нас в Государственном военном архиве, в трофейном фонде. Мы сделали факсимиле протоколов и перевод.

    – Какие подробности выяснились в ходе работы?
    – На допросах Шморель достаточно подробно рассказывал о своем мировоззрении. Говорил, например, что ненавидит Сталина так же, как и Гитлера, и вообще выступал за монархическую Россию. К слову, возможно поэтому дело Шмореля не вытащили на свет раньше – советским властям не нужен был герой-антифашист, который одновременно являлся и антисталинистом.

    В книге есть и другие любопытные документы, например, письмо Генриха Гиммлера родственникам Александра. Это был ответ на прошение о помиловании. Гиммлер писал дяде Шмореля, что достаточно уважительно относится к нему лично как обладателю партийного нацистского значка, но не может удовлетворить просьбу о помиловании племянника. "Уважаемый партайгеноссе, я понимаю вашу боль, а также то, почему вы обращаетесь ко мне, и я с удовольствием предоставлю вам возможность ознакомиться с делом вашего родственника. Но преступление такой тяжести не может быть прощено, и я считаю, что отчасти причиной, которая толкнула на него Александра Шмореля, была капля русской крови", – писал Гиммлер.

    – Из всех членов "Белой Розы" немцы знают в основном лишь двух – брата и сестру Шоллей…

    Ганс и Софи Шолль © picture alliance / dpa– Это так. Есть книги и фильмы, которые представляют чуть ли не центральной фигурой сопротивления Софи Шолль. Но историческая правда такова, что Софи узнала о его существовании чуть ли не в последнюю очередь, а ее роль заключалась в том, что девушка покупала большое количество марок на почте, из-за чего попала под подозрение. Конечно, это не умаляет героизм Софи, но листовки для "Белой Розы" – и это исторический факт – писали Александр Шморель и Ганс Шолль. К слову, вся группа благодаря Александру Шморелю была буквально одержима Россией, ребята читали русских классиков, учили русский язык.

    В 1942 году члены группы в качестве военных медиков в составе студенческого отряда попали на Восточный фронт рейха. Александр Шморель воспринял это как возвращение на свою историческую родину и был счастлив оказаться в Смоленской области, а друзья его первый раз поехали в Россию. Благодаря "Шурику", как они его называли, судя по дневникам, студенты смогли познакомиться с русскими людьми и русской культурой.

    Вернувшись в Мюнхен, ребята писали уже совсем другие листовки – их антифашисткий посыл усилился, участники группы призывали к сопротивлению любыми методами, к саботажу, только чтобы остановить эту войну. А после поражения под Сталинградом, вдохновленные такой новостью, "белорозовцы" стали выходить на центральные улицы Мюнхена под покровом ночи и писать на стенах домов "Долой Гитлера!"

    В конце концов молодых антифашистов разоблачили. Перед смертью Александр Шморель был исповедован отцом Александром, который в последствии стал Архиепископом Берлинским и Германским. Последняя записка была передана из тюрьмы подруге Нелле из Гжатска (она так и не достигла адресата, так как осталась в семье Шмореля – авт.). "Милая Нелли! Мы с Ваней (так Шморель называл Ганса Шолля – авт.) боролись с нацизмом. У нас не получилось…  Все за Россию! Твой Саша".

    – Что это была за девушка, которой он писал из камеры?
    Ее искали, но так и не нашли. Известно, что когда Гжатск был оккупирован, Александр посылал ей подарки к Рождеству, они переписывались. В Гжатске было еще несколько подруг, с которыми члены "Белой розы" встречались и переписывались. Была некая Валя, была некая Нина, которая работала в лагере военнопленных медсестрой. Возможно, за сотрудничество с немцами девушек уже после войны отправили в наши лагеря.

    Александр Павлов
    Переслать  


  • Сестра "Сикстинской мадонны" обрела новый дом
    Ганс Гольбейн Младший, "последний мастер немецкого Ренессанса", создал эту картину в швейцарском Базеле в 1526 году. Её заказал художнику один из  его покровителей – базельский бургомистр Якоб Майер цум Хазен. На полотне он вместе с семьёй преклонил колени у ног Мадонны, в связи с чем полотно и получило свое второе название "Мадонна семейства Майер".

    На сегодняшний день "Дармштадтская мадонна" (долгое время картиной владели ландграфы Гессен-Дармштадтские) по праву считается самым дорогим произведением немецкого искусства. C 2003 года картина экспонировалась в Штеделевском художественном институте во Франкфурте-на-Майне, который был готов выкупить ее у владельцев – наследников Великого герцога Гессенского и Рейнского Эрнста Людвига – за 40 миллионов евро. Но германский миллиардер и заядлый коллекционер Райнхольд Вюрт оказался щедрее. В прошлом году он приобрел "Мадонну" более чем за 50 миллионов евро. Точная цена сделки не разглашается. Известно, что шедевром интересовались и за океаном (в частности, в лос-анджелесском Музее Гетти). Однако полотно Гольбейна не подлежит вывозу за рубеж.

    Сегодня шедевр Гольбейна Младшего можно увидеть в Музее Вюрта, что в Церкви иоаннитов близ Штутгарта, в Швебиш-Халле. И кураторы экспозиции уверены: появление в зале дорогостоящей картины повлечет за собой небывалый наплыв гостей. Все дело в том, что многие ценители изобразительного искусства не раз слышали, что "Мадонна семейства Майер" – не просто картина. Те, кто видел ее воочию, говорят: от лица Мадонны исходит свет, который не столько видишь глазами, сколько ощущаешь душой. Именно за это её нарекли "cеверной сестрой "Сикстинской мадонны". 
    Переслать  


  • С миру по книжке
    В середине января чешский художник Мартин Зет объявил о том, что в рамках еще не открывшейся биеннале начинает масштабную кампанию под названием "Германия ликвидирует это" (Deutschland schafft es ab). В названии заложена игра слов: оно отсылает к книге немецкого политика Тило Саррацина "Германия самоликвидируется" (Deutschland schafft sich ab), опубликованной в августе 2010 года и вызвавшей множество острейших дискуссий.

    Оперируя данными статистики, Саррацин писал о том, что подавляющее большинство мигрантов из мусульманских стран не способны интегрироваться в немецкий социум, что в итоге ведет к деградации всей страны. После публикации на автора обрушились с критикой и обвинениями в расизме и шовинизме, что, впрочем, не помешало книге стать бестселлером.

    Мартин Зет прочел книгу Саррацина год спустя на чешском и тогда же задумал новый арт-проект. Художник намерен собрать 60 тысяч экземпляров книги (это лишь 5 процентов от ее общего тиража) и сконструировать из них инсталляцию. Приносить книги, по задумке Зета, должны сами читатели: для этого в Берлине и других городах Германии будут открыты специальные пункты сбора. Живущие за пределами страны могут присылать свои экземпляры обычной почтой.

    Скандал вызвал не проект сам по себе, а судьба книг по завершении Берлинской биеннале. Зет предложил уничтожить их, подвергнув вторичной переработке: на официальном постере акции стоит знак "recycle". В арт-сообществе это решение вызвало ассоциации с кампанией Третьего рейха по сожжению книг, не соответствующих идеологии национал-социализма. Многие общественные деятели и журналисты выступили против проекта, а в социальной сети Facebook активисты открыли специальную группу "Остановить уничтожение книг 2.0" (Buchvernichtung 2.0 verhindern), участники которой уже несколько недель проводят в Берлине уличные акции протеста.

    Мартин Зет, судя по всему, такой реакции не ожидал. В интервью газете Die Welt он заявил, что любит книги, и подчеркнул, что давно специализируется на инсталляциях с их использованием. Кроме того, оказалось, что окончательное решение по поводу того, что делать с экземплярами книги, еще не принято.

    В поддержку чешского мастера выступили многие его коллеги по Берлинской биеннале. Главный куратор выставки, польский художник, фотограф и кинорежиссер Артур Жмиевски заявил, что уже взял с полки свой экземпляр книги Саррацина и передал его Зету. "Как использовать книги после выставки, мы решим коллективно с учетом общественного мнения, – сообщил он. – Мое предложение – отправить их обратно в издательство".

    Однако окончательно судьбу проекта будут решать вовсе не кураторы и политики, а обычные жители Германии. Они отдавать бестселлер пока не спешат: в одном из недавних интервью Мартин Зет признался, что вместо необходимых 60 тысяч пока располагает только тремя экземплярами книги.

    Официальный сайт VII Берлинской биеннале современного искусства www.berlinbiennale.de

    Ксения Реутова

    Переслать  


  • История одного дома: бетонный гриб Третьего рейха
    "Берлин – крупный город, но не столица мира. Посмотрите на Париж – самый красивый город в мире. Или даже на Вену. Это же настоящие произведения искусства. В то же время Берлин не что иное, как хаотичное нагромождение зданий. Мы должны превзойти Париж и Вену" – так размышлял в 1937 году Адольф Гитлер (Adolf Hitler), давший указание своему любимому архитектору Альберту Шпееру (Albert Speer) разработать план превращения Берлина в мировую столицу.

    За два года Шпеер создал проект реконструкции Берлина, который предусматривал не только строительство новых зданий, но и снос некоторых старых построек, не отвечающих будущему помпезному стилю столицы. В качестве основных артерий города были задуманы две трассы: Ось Восток-Запад и Ось Север-Юг, проходившие через центр города и соединявшие его с кольцевой автодорогой.

    По замыслу архитектора, в южной точке Оси должна была расположиться 120-метровая триумфальная арка, в несколько раз превосходящая парижскую. О подобном монументе Гитлер мечтал не один год и даже лично рисовал эскизы еще в 1925 году. "Это будет достойный памятник всем павшим в войне. Имя каждого из 1,8 миллионов погибших солдат в Первой мировой войне будет высечено в граните", – говорил диктатор. Подготовка к строительству началась, однако, лишь в 1941 году. А так как возведение триумфальной арки в разгар новой войны многие считали плохой приметой, нацистские лидеры называли проект "Строительный объект Т" (Bauwerk T).

    Прежде чем приступить к столь масштабным работам, необходимо было удостовериться, что берлинский грунт выдержит нагрузку. Для этих целей в 1941 году построили бетонный "гриб" высотой 14 метров, диаметром 21 метр и весом 12,6 тысяч тонн. Эксперты должны были в течение пяти месяцев замерять, насколько сильно здание проседает в почву, однако необходимые измерительные работы никто толком не проводил, да и до задуманного ранее сноса бетонной башни дело не дошло. Снять показатели удалось только в 1948 году, и оказалось: берлинский грунт все же выдержал бы триумфальную арку.

    В Германии берлинский цилиндр, который в 1995 году признали историческим памятником, называют длинным словом "Schwerbelastungskörper" (объект для создания тяжелой нагрузки). По иронии судьбы именно это грубое бетонное здание с неуклюжим названием стало не только единственной постройкой на оси Север-Юг, но и похоронило под своим многотонным фундаментом наполеоновские планы национал-социалистов.

    Ирина Михайлина
    Переслать  


  • Элитные университеты Германии: первые среди лучших
    Сегодня в Германии девять вузов имеют право называть себя элитными: Университет им. Людвига-Максимилиана и Технический университет в Мюнхене, Свободный университет Берлина, Рейнско-Вестфальский Технический университет Аахена, а также университеты Гёттингена, Гейдельберга, Фрайбурга, Карлсруэ и Констанца.

    Заслужив звание по итогам конкурса "Превосходство в науке" еще пять лет назад, эти вузы до 2012 года получают от государства финансирование под исследования в размере 1,9 млрд евро. В середине 2012 года эксперты Германского научно-исследовательского общества (DFG) и Научного совета (Wissenschaftsrat) обновят список "элитных" вузов, которым на развитие научных проектов до 2017 года из госбюджета будет выделено 2,7 млрд евро. В "кастинге" участвуют университеты Тюбингена, Тюбингена, Кельна, а также Гумбольдтский универстет Берлина, потерпевший пять лет назад неудачу.

    "Маяки науки"
    Таким образом государство стремится помочь вузам Германии конкурировать с ведущими университетскими центрами планеты, создав всемирно узнаваемые немецкие "маяки науки". 75 процентов от общей суммы субсидий приходится на федеральное правительство, остальную часть финансовой нагрузки берут на себя земельные власти.

    Победителей выбирают по трем направлениям: школы для аспирантов (Graduiertenschulen), научно-исследовательские комплексы, выходящие за рамки одного вуза (Exzellenzcluster), а также концепция развития вуза (Zukunfts-Konzept). "Элитными" признают университеты хотя бы c одним проектом-победителем в трех категориях.

    FU – свободный и элитный
    Один из лучших результатов в предыдущем конкурсе показал Свободный Университет Берлина (Freie Universität. FU), получивший поддержку сразу девяти проектов, обойдя своего конкурента – Гумбольдтский университет с его вековыми научными традициями. "FU появился в Западном Берлине в противовес восточногерманскому Университету Унтер ден Линден, ныне Гумбольдтскому, который в то время развивался по советским канонам. Целью нового вуза были "свободные" наука, исследования и дискурс", – говорит представитель FU в Москве Тобиас Cтюдеманн (Tobias Stüdemann).

    Набирающий все большую популярность FU получил возможность развивать три научных кластера и пять аспирантских школ, включая знаменитую Dahlem Research School. Университет делает акцент на Восточную Европу, активно сотрудничая с целым рядом российских городов, включая вузы Петербурга, Казани и Москвы. Особенной популярностью пользуется магистерская программа FU и МГИМО по международным отношениям.

    Немецкая "Лига плюща" как объект критики
    Ряд политиков и экспертов в сфере образования находят концепцию элитных вузов несовершенной, считая что, поощрая и без того сильные центры, государство лишь усугубляет академическое отставание определенных регионов. Так, концентрация "элитных вузов" отмечается на юге (земли Баден-Вюртемберг и Бавария) и западе Германии (Северный Рейн-Вестфалия), в то время как в восточных землях наблюдается "штиль".

    Стоит ли удивляться, что, боясь утратить почетный статус, сегодняшние элитные вузы выступают против обновления рейтинга. Так, министры образования Баварии и Нижней Саксонии Вольфганг Хойбиш (Wolfgang Heubisch) и Йоханна Ванка (Johanna Wanka) предлагают автоматически продлевать финансирование ранее отобранных вузов. А учитывая историческое отставание земель бывшей ГДР, в целях научной мотивации необходимо выбрать хотя бы один элитный вуз в восточной части Германии, считает Ванка.
    Переслать  




Лучший дизайн мира. Строгий отбор!

Все самое интересное, модное и новаторское из мира дизайна: индустриальный и графический дизайн, архитектура, дизайн интерьера, разнообразный арт, гаджеты и технологии, автомобили, фешн и одежда, а также многое другое.
Присоединиться →


 rss2email.ru
Получайте новости с любимых сайтов:   

rss2email.ru       отписаться: http://www.rss2email.ru/unsubscribe.asp?c=128066&u=1175131&r=712233328
управление подпиской: http://www.rss2email.ru/manage.asp
партнерская программа: http://partner.rss2email.ru/?pid=1

Kommentare